Охрана труда и освещенность рабочих мест: законодательство каких стран самое эффективное?
Охрана труда — важный аспект современной рабочей среды, влияющий на здоровье, безопасность и продуктивность сотрудников. Среди множества факторов особое место занимает освещённость рабочих мест, от которой зависит комфорт и снижение профессиональных рисков. В этой статье мы рассмотрим, как регулируется охрана труда в некоторых западных странах, сделав особый упор на законодательство Германии и Великобритании, как диаметрально противоположные, но одинаково эффективные системы по охране труда. Какая окажется самой лучшей – решать читателям.
Страны с передовым законодательством по охране труда
Определить, в какой стране самое продвинутое и эффективное законодательство в сфере охраны труда, довольно сложно, так как это зависит от множества факторов: строгости законов, их практического применения, уровня соблюдения, статистики травматизма и общей культуры безопасности. Тем не менее, можно выделять ряд стран, которые часто упоминаются в международных статистических отчетах, как лидеры в этой области.
Великобритания
Закон "О здоровье и безопасности на работе" 1974 года (Health and Safety at Work Act) считается одним из самых гибких в мире. Он фокусируется не на строгих предписаниях, а на оценке рисков и ответственности работодателей за создание безопасных условий.
Эффективность: в Великобритании один из самых низких уровней смертельных случаев на производстве в Европе (около 0,5 на 100 000 работников по данным ILO за последние годы). Регулятор активно следит за соблюдением норм и поддерживает культуру профилактики несчастных случаев.
Особенность: система вовлекает работников через комитеты по безопасности и представителей, поощряя их заинтересованность в соблюдении правил безопасности труда.
Германия
В Германии действует строгий "Закон о безопасности труда" (Arbeitsschutzgesetz), дополненный множеством отраслевых норм. Система управления охраной труда (OHRIS) активно внедряется на предприятиях.
Эффективность: немецкие компании обязаны проводить регулярные аудиты и сотрудничать с профсоюзами, что снижает травматизм. Страна также известна высоким уровнем страхования работников.
Особенность: сильное внимание к обучению и сертификации специалистов по охране труда.
Швеция
Шведская модель охраны труда интегрирована в социальную систему и опирается на "Закон об окружающей среде на рабочем месте" (Work Environment Act). Работодатели и работники совместно участвуют в управлении рисками.
Эффективность: один из самых низких уровней профессиональных заболеваний и травм в ЕС благодаря акценту на профилактике.
Особенность: высокий уровень вовлечённости работников и государственная поддержка исследований в этой области.
Канада
Канадский центр по охране труда и здоровья (CCOHS) и провинциальные законы, такие как Ontario’s Occupational Health and Safety Act, устанавливают высокие стандарты по охране труда.
Эффективность: система ориентирована на обучение и предотвращение рисков, что делает её одной из лучших в Северной Америке.
Особенность: в законодательстве присутствует акцент на защите от химических и биологических опасностей.
Австралия
"Закон о здоровье и безопасности на работе" (Work Health and Safety Act) унифицирован по всей стране с 2011 года и основан на принципах оценки рисков и ответственности, повторяя в этом плане опыт Великобритании.
Эффективность: низкий уровень травматизма (около 1,5 смертельных случая на 100 000 работников) и активная работа Safe Work Australia.
Особенность: сильная система штрафов и поощрений для соблюдения норм.
Разные подходы, но высокая эффективность
В Великобритании главный документ, регулирующий охрану труда — "Закон о здоровье и безопасности на работе" 1974 года (Health and Safety at Work Act, HSWA). Он обязывает работодателей обеспечивать безопасность и здоровье сотрудников "насколько это практически осуществимо" (as far as reasonably practicable). Это ключевая фраза, которая закладывает основы гибкого законодательства. Вместо строгих норм закон требует разумного подхода, адаптированного к конкретной ситуации.
Для каждой сферы нюансы прописаны в отдельных актах. Так, для офисов детализация дана в "Правилах управления здоровьем и безопасностью на рабочем месте" 1992 года" (Workplace Health, Safety and Welfare Regulations). Раздел 8 гласит: "Каждое рабочее место должно иметь достаточное и подходящее освещение", с предпочтением естественного света, если это возможно.
Как видим, вместо строгих числовых норм (например, люксов) в законодательстве идет акцент на практичность и разумность — условия труда должно соответствовать задачам, а значит в офисе, на производстве или складе уровень освещенности, влажности и другие показатели будут разными. Более того, уровень освещенности может разниться от офиса к офису, что не будет являться нарушением законодательства, если работодатель сможет доказать, что данные нормы никому не вредят.
Как это работает без чётких предписаний? Все просто: вместо фиксированных норм Великобритания использует систему оценки рисков и рекомендации.
1. Оценка рисков (Risk Assessment)
Работодатель обязан провести анализ рисков на рабочем месте (согласно Management of Health and Safety at Work Regulations 1999). Например, в офисе он оценивает: достаточно ли света для чтения документов? Есть ли блики от экранов? Устают ли глаза сотрудников?
Если риски выявлены (например, плохое освещение вызывает усталость), работодатель должен устранить их "насколько это разумно". Это может быть установка ламп, жалюзи или перестановка столов.
2. Рекомендации HSE
Health and Safety Executive (HSE), регулятор по охране труда, выпускает практические гайды. Для офисов они ссылаются на стандарты CIBSE (Chartered Institution of Building Services Engineers): общие офисные задачи: 300–500 люкс ; работа с мелкими деталями: до 1000 люкс.
Но это не обязательные нормы, а ориентиры. Работодатель может отклоняться, если докажет, что условия безопасны.
3. Индивидуальный подход
Закон учитывает специфику офиса. Например, в call-центре достаточно 200 люкс, а в дизайнерском бюро, где работают с графикой, может потребоваться 700 люкс. Главное — чтобы свет (вернее, его отсутствие) не вредил здоровью и соответствовал задачам.
4. Участие работников
Сотрудники имеют право сообщать о проблемах (например, "свет слишком тусклый") через представителей по безопасности или напрямую в HSE. Работодатель обязан реагировать, иначе рискует штрафом.
Вот как это может выглядеть на практике: допустим, у нас есть офис в Лондоне с 20 сотрудниками. Окна в здании большие, но половина столов большую часть дня находится в тени, а искусственный свет слабый (150 люкс). Сотрудники жалуются на усталость глаз.
В этом случае действия работодателя будут следующими:
- Проводит оценку рисков. Например, измеряет освещённость люксметром, опрашивает работников.
- Смотрит рекомендации HSE и CIBSE и узнает, что для офисной работы нужно 300–500 люкс.
- Ставит дополнительные LED-лампы на 300 люкс.
- Проверяет результат: жалобы исчезают, задачи выполняются комфортно, все хорошо.
Конечно, не стоит полагать, что гибкая система полностью доверяет оценку рисков работодателям. Выездными проверками занимаются представители регулятора (HSE) и местные инспекторы (Local Authorities). Поводом может стать жалоба сотрудника, травма на производстве. Редко, но бывают плановые инспекции (обычно в отраслях с высоким риском, реже в офисах) и spot checks – случайные выборочные проверки. При выездных проверках проверяются документы по оценке рисков и производится опрос сотрудников – всем ли они довольны.
В этом плане подход Германии к условиям и безопасности труда диаметрально отличается от логики законодательства Великобритании. Законодательная основа для регулирования условий труда – "Закон о безопасности труда" (Arbeitsschutzgesetz) и технические правила (Technische Regeln für Arbeitsstätten, ASR), которые уточняют конкретные параметры и нормы, которые должны соблюдаться на предприятиях и в офисах. Так, ASR A3.4 конкретно регулирует освещение, где нормы чётко прописаны: минимум 200 люкс для общих помещений, 500 люкс для офисов, до 1000 люкс для высокоточных работ. Естественный свет обязателен, если нет технических препятствий. Помимо этого, присутствует строгий контроль за пульсацией света (менее 10%) и цветовой температурой (обычно 3000–4000 К), чтобы снизить нагрузку на глаза.
Подобные строгие законы не всегда легко соблюсти, зато они обеспечивают низкий уровень травматизма: около 0,6 смертельных случаев на 100 000 работников (данные DGUV за 2022 год). Регулярные плановые инспекции проводятся раз в 1–3 года. За соблюдение законодательства и выездные проверки отвечают:
- Профессиональные ассоциации страхования от несчастных случаев (Berufsgenossenschaften, BGs) — отраслевые организации, следящие за соблюдением норм.
- Государственные инспекции труда (Gewerbeaufsicht) — подчиняются федеральным землям и проверяют в случае серьёзных нарушений.
- Технические службы (TÜV) — иногда привлекаются для экспертизы оборудования.
Плановые проверки анонсируют заранее (за неделю-две), внеплановые — без предупреждения. Инспектор измеряет соответствие параметров освещенности и микроклимата законодательным стандартам, проверяет соответствие ASR A3.4 (технические правила для рабочих мест), смотрит журналы проверок условий труда, сертификаты на оборудование и отчёты о рисках, а также обязательно беседуют с представителями работников (Betriebsrat), если они есть.
Если при проверке выяснится, что измерения ниже законодательных норм (например, 400 люкс в офисе, а необходимо 500), то это классифицируется как нарушение, даже если жалоб нет, и сотрудники чувствуют себя комфортно. Правила есть правила…
Заключение
Подход самых передовых стран в области охраны труда варьируется от самых гибких правил, как в Великобритании, до самых консервативных, как в Германии. И тот, и другой подход имеет место быть. Эффективность каждого тесно связана с культурой труда и менталитетом. То, что работает в одной стране не факт, что приживется в другой. А если вы хотите проверить соответствие параметров микроклимата и освещенности рабочих мест в вашем офисе законодательству Российской Федерации, то рекомендует обратить внимание на наши люксметры и устройства для измерений параметров микроклимата. Все наши приборы внесены в Государственный реестр средств измерений (ГРСИ РФ).
Освещение
16 Марта 2025 г.